Дорожки, тропинки, аллеи, площадки разного назначения — всё это неотъемлемая часть любого сада. Люди занимаются их строительством столько же, сколько существуют декоративные сады — уже даже не сотни лет, а тысячелетия. Но с течением времени меняются характер и назначение садов, появляются новые материалы и технологии, изменяются принципиальные подходы к организации дорожно — тропиночной сети в садах и парках. Постараемся коротко рассказать обо всех основных проблемах, связанных с устройством дорожно — тропиночных сетей в современных садах северо-запада России.

Немного теории

В проекте любого сада дорожки и площадки служат для ограничения и соединения между собой различных функциональных зон. Иначе говоря, дизайнер приступает к проектированию дорожно — тропиночпой сети только тогда, когда выстраивает для себя общую концепцию проекта. От того как часто люди будут находиться в той или иной части сада, зависят такие моменты, как ширина дорожек, вариант исполнения их границ с окружающей территорией, тип дорожек и материалы покрытия. Даже то, в какое время года сад будет использоваться, может оказать влияние на выбор ландшафтным дизайнером конкретного решения дорожки. И безусловно, характер дорожек определяется тематикой проектируемого сада. Наверное, невозможно даже представить себе сад в средиземно — морском стиле без мощёного дворика-патио. В саду регулярного стиля проектируются дорожки правильных геометрических форм, в пейзажном саду — свободных очертаний, и уж никак не наоборот.

Трассировка, т. е. размещение дорожек на плане участка, проводится 1 m стадии эскизного проектирования. Не следует слишком увлекаться декоративными приёмами (избыточная извилистость, изменение ширины, добавление препятствий, призванных акцентировать внимание на той или иной композиции) при прокладке дорожек в ущерб функциональности — всё хорошо и в меру, и к месту. Дополнительная петля дорожки вокруг цветника по пути к перголе с садовой скамейкой, поможет настроиться па романтический лад, но вряд ли будет уместна для технического прохода. Качающийся камень на дорожке (приём из арсенала японских строителей садов) поможет акцентировать внимание на значимом декоративном элементе сада, но вряд ли будет оценён вами по достоинству на дорожке, ведущей от дровяника к мангалу, особенно после того, когда вы споткнётесь об него, идя с вязанкой дров в руках.

IIIирина дорожек определяется, прежде всего, удобством использования. Второстепенные и технические дорожки

И проходы должны иметь ширину ие менее 70-75см. Главные — ие менее 140-150 см. Такие размеры принимаются для того, чтобы по технической дорожке мог свободно идти человек, например, с садовой тачкой, а по глав! гой мола го было бы гулять вдвоём. Безусловно, лги размеры указаны, главным образом, для садовых участков относительно небольших размеров и ширина дорожек должна быть пропорциональна величине участка. Например, прогулочная дорожка шириной 3 м будет выглядеть вытянутой площадкой на участке площадью 10 соток и совершенно нормальной дорожкой на участке площадью 1 га.

Больше дорожек — хороших и разных Выбор материала для садовых дорожек огромен. Есть четыре главные причины, оказывающие влияние на выбор, это: личные предпочтения заказчика; дизайнерское решение; функциональное назна

Чение дорожки и бюджет. Как правило, в каждом конкретном проекте приходится находить разумный компромисс между этими причинами.

Все виды дорожных покрытий можно разделить на две большие группы — на твёрдые и мягкие. Твёрдые дорожные покрытия выполняются с использованием искусственного и натурального камня и других твердых материалов. Мягкие дорожные покрытия устраиваются с использованием различных сыпучих материалов. Возможно, и даже желательно, использование разных типов покрытий в рамках одного проекта благоустройства территории. Это оживляет монотонность однородных покрытий и позволяет реализовывать разнообразные дизайнерские решения.

Мягкие дорожные покрытия устраиваются из щебёночно-песчаного основания и верхнего слоя из различных сыпучих материалов, таких как:

гранитный отсева;

крупнозернистый песок или гравий;

шунгитовая крошка;

мелкая галька;

кора, древесная щепа или ореховая скорлупа;

дерновые дорожки;

площадки из резиновых плит.

Безусловный плюс мягких дорожных

Покрытий их относительная дешевизна. Дешевле и стоимость работ по устройству таких покрытий, и стоимость материалов для их изготовления. К минусам можно отнести то, что эти дорожки быстро зарастают сорняками, поверхность может неравномерно проседать в местах наибольших нагрузок, они нс так декоративны, как твёрдые покрытия. Некоторые виды мягких покрытий могут смываться дождём, сдуваться сильными ветрами и переноситься на обуви в дом, загрязняя его.

Мягкие дорожные покрытия могут использоваться в садах разных стилей — от регулярного до пейзажного. Среди мягких дорожішх покрытий дорожки из граї шті юго отсева — безусловный лидер. Особенно часто дорожки из гранитного отсева встречаются в городском благоустройстве — им выполнены все внутридворовые дорожки в жилых кварталах и аллеи в большинстве парков Санкт-Петербурга и области. 11а рынке представлен гранитный отсев серого и розового цветов фракцией 1-5 мм, получаемый в результате производства гранитного щебня в карьерах Выборгского и Приозерского районов Ленинградской области.

Речной гравий и крупнозернистый песок используются гораздо реже. Гравий на нашем рынке почти не представлен, а дорожки из песка малодскоративны.

Дорожки из шунпгговой крошки очень эффектны, но достаточно дороги. Кроме того, их насыщенный чёрный цвет является сильным акцентом, что заставляет с осторожностью относиться к их использованию. Достаточно интересным кажется использование таких покрытий в качестве

Вставок в другие типы покрытия.

Морская и речная галька может использоваться для создания декоративных отсыпок и дорожек, однако к минусам такого покрытия можно отнести высокую стоимость и высокий риск позеленения гальки (особенно белой) в течение одного — двух сезонов за счёт разрастания микроскопических водорослей. Стиль таких дорожек оригинален, но его трудно сочетать с другими дизайнерскими решениями. Интересно выглядят вставки из такого материала в других типах дорожных покрытий или в садах национального стиля (например, в японском).

Мягкие дорожные покрытия из измельчённой коры, древесной щепы или ореховой скорлупы могут быть очень декоративны, однако имеют много минусов. Это дорогостоящие материалы, если только вы не используете щепу собственного изготовления или поблизости не находится производство по переработке орехов. Эти материалы могут легко вымываться сильными дождями и выдуваться ветром, а их быстрая п росадка заставляет делать новые и новые подсыпки. Хороший вариант использования таких покрытий — рабочие тропинки в больших цветниках или между грядками в огороде.

В последнее время чрезвычайно популярными в Европе стали травяные дорожки и

Площадки с использованием газонных решёток. Налажено производство такой продукции и в нашей стране. Суть технологии заключается в том, что на подготовленное как для любого другого вида могцечшя основание укладываются соединяемые между собой объёмные конструкции из пластика зелёного или чёрного цвета. Высота решётки зависит от максимальной нагрузки. Внутрь решётки засыпается почвогрунт, высеваются семена газонных трав и через некоторое время вы имеете прочный, невытаптывае — мый газон па дорожке или площадке, например, для парковки автотранспорта (так называемая экопарковка).

Также к мягким дорожным покрытия м можно отнести покрытия для спортивных и детских площадок. Как правило, это фи- | гурные плиты из Толстой резины, уклады — | ваемые на подготовленное основание. Твёрдые дорожные покрытия устраиваются из щебёночно-песчаного основания (реже — монолитного железобетона) и верхнего слоя элементов мощения из | разных материалов, таких как:

искусственная бетонная тротуарная ; плитка;

натуральный неокантованный камень;

натуральный пилёный камень;

брусчатка;

керамический клинкер;

деревянные плашки.

Твёрдые дорожные покрытия могут быть как сплошными, так и выполненными отдельными участками (например, пошаговые дорожки). К твердым дорожным покрытиям можно отнести монолитные бетонные покрытия и асфальт.

Искусственная бетонная тротуарная плитка (или искусственный камень) является самым распространённым материалом для мощения в благоустройстве загородных участков.

Область использования такой плитки самая широчайшая. Следует помнить, что о приобретении плитки для мощения для своего участка желательно побеспокоиться заранее, а не в середине лета, когда предприятия не успевают выпустить её в достаточном количестве. В этом случае придётся ждать своей очереди и повышается риск приобрести товар ненад-л ежащего качества.

В продаже можно найти формы для ручного изготовления плит для пешеходных дорожек непосредственно на грунте. Конечный продует получается дешёвым, но без соблюдения технологических норм прочность его будет невысока.

Натуральный неокантованный камень используется в устройстве дорожек и площадок достаточно часто. Интересно смотрятся такие покрытия в садах пейзажного стиля, особенно если швы между плитами заполнены землёй и посеяны семена газонных трав. Подобный камень

Может использоваться как для сплошного мощения, так и для устройства пошаговых дорожек.

Как правило, при загородном благоустройстве в Ленинградской области используются песчаник и известняк.

Достаточно редко для мощения используется неокантованный шунгит и сланец. Все прочие варианты встречаются ещё реже.

Брусчатка и пилёный камень

Относятся к самым дорогостоящим материалам для мощения. На рынке Санкт-Петербурга предлагаются изделия из гранита, базальта, диабаза, габбродиа-

База, кварцита и других высокопрочных материалов. Форма, размеры, варианты обработки мог\т быть самыми различными. Несмотря па то что дорожные покрытия из этих минералов практически вечные, высокая цена сильно ограничивает их использование.

Тротуарный клинкер (пережжённый кирпич) это чрезвычайно популярный в Европе и практически неиспользуемый у пас материал для мощения. Почти весь клинкер на отечественном рынке — импортный. Высокая устойчивость к климатическим уелов и я м, геометрическая

Стабильность, прочность, разнообразная и очень живая окраска делают тротуарный клинкер великолепным материалом для мощения дорожек и патио. Главный и, возможно, единственный недостаток этого материала — высокая цена (от 1,5 — 2 Бия за 1 шт.).

Деревянные плашки используются для мощения не очень часто. Они могут использоваться для мощения пешеходных дорожек и площадок в садах пейзажного стиля, в цветниках и клумбах, в садах в стиле кантри. Главная сложность в использовании этого материала — отсутствие готовых элементов, которые надо заготавливать самостоятельно. Желательно использование малопшющей древесины например, сибирской лиственницы. Более уязвимая древесина должна подготавливаться профессиональной обработкой минеральными антисептиками. Часто встречающаяся ошибка попытка использования для таких до-

Рожек некондиционной древесины. Такие изделия недолговечны и потребуют скорой замены.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения