Средиземноморский сад – один из самых древних образчиков ландшафтной архитектуры. Как всякая классика, этот стиль прошел проверку временем, остался привлекательным и сегодня, распространившись далеко за пределы породившей его земли. Особая прелесть терракотовой керамики, душистых трав, выстриженных хвойных растений, белых скульптур, песка и гальки садовых дорожек, подчеркивающих цвет воды в бассейне – все это не оставляет равнодушными людей, склонных во всем искать гармонию.

Средиземноморский сад так хорош, что его по праву называют жемчужиной садового искусства. Среди поклонников этого стиля немало россиян. Однако разбить такой сад на своем участке могут далеко не все: очень уж специфична откровенно южная эстетика этого стиля, слишком явно она будет выделяться на фоне окружающих сад российских пейзажей. Позволить себе подобное удовольствие, не погрешив против созвучности садовой территории и окружающей среды, могут те, у кого сад невелик и хорошо изолирован, расположен на открытом пространстве (а не в густом ельнике). Или, напротив, участок так огромен, что один из его уголков, отделенный визуально холмом или высокой живой изгородью, вполне может стать площадкой для средиземноморского ландшафта.

Сегодня средиземноморский стиль синтезирует в себе черты древнегреческого, римского и современного садового искусства стран южной Европы. Сады древней Греции имели прямолинейные дорожки и аллеи. Наиболее популярными растениями были пальмы, платаны, оливковые, фисташковые, цитрусовые деревья. Эта страна – родина «топиарного искусства», т.е. искусства фигурной стрижки растений.

Италия продолжила традиции древнегреческого садоводства. Чрезвычайно развилось здесь террасирование – прием, позволяющий преодолеть сложные рельефы Аппенинского полуострова. И в той, и в другой древней культуре задачей садовников было создание тенистых уголков, а потому наиболее распространенным украшением сада стали гроты и крытые дорожки-перголы, увитые плющом или другими растениями. Композиция средиземноморского сада далеко не всегда остается регулярной, но в нее по сию пору стремятся деликатно включить окружающую природу. Характерная черта современности – появление в саду плетеной или кованой садовой мебели, а также зонтиков от солнца и тентов, натянутых поверх легких пергол-беседок.

В силу нашего климата взявшимся за создание такого сада, следует обращать внимание, прежде всего, на «неживые» составляющие сада: ограды, дорожки, беседки, общую композицию, на малые архитектурные формы и на такие экзотические у нас элементы, как имитация руин — полуразрушенные подпорные стенки из ракушечника или руины античного ордера (колонны с идущей поверх них профилированной балкой или в сочетании с портиком). Что же касается растений, то при современном обилии посадочного материала всему можно найти замену: роль не зимующих у нас кипарисов могут выполнить пирамидальные формы туи и можжевельника; самшит, тисс ягодный станут жить, если их укрывать на зиму лапником; цитрусовые и другие экзоты следует выращивать как кадочную культуру, только на лето вынося в сад и т.д.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Попробуем рассмотреть средиземноморский сад на живом примере – садовом участке Антонеллы и Фабио Бигони, живущих в провинции Пьямонте, на севере Италии.

Те, кто полагает, что возводимые ими сегодня хоромы будут радовать долгие годы детей, внуков и правнуков, скорее всего, ошибаются. У каждого поколения своя архитектура и то, что считается привлекательным и комфортным сегодня, лет через 50 возможно покажется нашим потомкам уродливым и непригодным по своим техническим параметрам для жилья. Вечная ценность – земля и то, что растет на ней. Именно такое чувство возникает, когда посещаешь старые итальянские виллы. Одна из них – та, что досталась по наследству синьору Фабио от его бабушки. По итальянским меркам три поколения – еще не возраст для земельного владения, однако этого оказалось вполне достаточно, чтобы вырастить роскошную живую изгородь вокруг участка. Усилиями садовника, беспрестанно работающего на участке, форма каждого деревца в этом «живом частоколе» безупречна. Изгородь видно издалека, еще с автомобильной дороги и, по словам хозяев, любопытные туристы часто покидают автомобили, чтобы взглянуть поближе на этот садовый шедевр.

Фасад забора – фигурно выстриженный самшит. Это также продолжение темы классики – элемент топиарного искусства. Железные ворота для автомобиля и парадный вход, охраняемый очаровательным псом Артемоном, окружены бетонными столбами, увитыми зеленью. Над входными воротами – навес из черепицы: она так плотно укутана плющом, что ее не видно. Такой навес – весьма характерная черта современного итальянского сада, он укрывает от дождя и зноя пришедших гостей, пока хозяева откроют им дверь. Прямо от входа в сад идет парадный участок, полностью вымощенный плиткой и украшенный клумбами с обеих сторон. Оформление этих клумб сделано также вполне в духе традиций – это россыпи камней, среди которых высажены ароматические растения (лаванда, розмарин и душица), любящие обилие солнца злаки и множество разнообразных растений, характерных для альпинариев. Последние, свисая с краев клумбы, придают живописность всей парадной зоне. Взгляд идущего к дому человека упирается в голубую ель – растение, создающее вертикальный акцент в этом уголке и одновременно являющегося ширмой, до поры-до времени скрывающей от любопытных взоров весь остальной сад.

Дом бабушки был снесен и лишь недавно выстроен новый – вполне традиционный внешне, с белыми стенами и легкой черепичной крышей, но он гораздо более комфортабелен изнутри, полностью соответствует вкусам и потребностям хозяев. Крыльцо дома не должно быть пустым – его увивают плющом и украшают керамическими кашпо с растениями, хорошо чувствующими себя на ярком солнце в малом количестве земли – чаще всего это суккулентные растения – очитки, молодила, кактусы. Сами кашпо также весьма характерны для Средиземноморья – это либо оттенки терракоты, либо сосуды, украшенные ракушками, привезенными в побережья, либо горшки белого цвета с разнообразными полосками. Синие, желтые, оранжевые, красные цвета — классика средиземноморского стиля.

Однако забор, подпорная стенка, входная зона и крыльцо – пожалуй, завершают список копий с классических садов. Далее участок становится более свободным от канонов, хотя, несомненно, исключительно южным…

Для всех знатоков ландшафтного искусства средиземноморский сад – сад регулярный, с прямыми аллеями и симметрично высаженными деревьями. Антонелла и Фабио попытались уйти от стандартов, «сочиняя» свой собственный ландшафт. Можно назвать это попыткой сделать пейзажный сад на основе итальянского классического.

На пейзажность садового решения указывает, прежде всего, характер садовой тропинки: она петляет и вьется по участку так, как это удобно хозяевам. Большая часть сада отдана под ухоженный газон. На его фоне великолепно смотрятся и цветущие плодовые деревья, и высокие хвойные, к которым хозяева явно питают слабость, и увитые зеленью детские качели и беседка для отдыха под парусиновым тентом.

Покидая пределы дома через двери, ведущие в сад, попадаешь на мощеную площадку – патио, — сделанную под навесом от солнца. От нее начинается тропинка (единственная во всем саду) — витиеватая и веселая в своей «неправильности»: плитки разной формы, неравномерная ширина и т.д. Справа от тропинки, в том месте, которое хорошо просматривается от забора – невысокая клумба, составленная, главным образом, из вечнозеленых растений. Камни, карликовые хвойные, растения-эфироносы и сиреневато-розовые верески составляют довольно уравновешенную композицию, украшением которой становится глиняный сосуд.

Клумба визуально составляет некий треугольник с большой беседкой с правой стороны от дорожки и колодцем, сегодня превращенным в беседку для уединения, одновременно являющуюся и местечком, где в дождливую погоду располагается садовый гриль. Массивная черепица на крыше бывшего колодца выглядит немного тяжеловесно в общем контексте сада, но само по себе местечко настолько очаровательно, что эту громоздкость крыши ему быстро прощаешь. Кирпичную кладку колодца окружают заросли розмарина, а по краю крыши пущен ствол глицинии – великолепной южной лианы.

Дорожка лениво петляет и уходит на пригорок, туда, где достаточно свободно растут и лиственные деревья, и роскошные ели, и есть даже несколько топиарных форм – наследство от бабушки. Фонари – сугубо классические, и лишь один из них стоит на газоне как бы сам по себе, все прочие окружены зеленью, их короткая «железная нога» ловко замаскирована.

Желание создать небольшой альпинарий было велико, но сам участок с его пейзажным характером к этому не располагал. Поэтому было решено сделать альпийскую горку за пределами ограды. Наверное, дотошные знатоки ландшафтного искусства найдут в ней немало недостатков, но при всем этом выглядит она вполне симпатично и тактично нарушает монотонность зелени ограды.

Сад у семьи Бигони получился достаточно эклектичным. В нем есть черты монументальности, того, что можно и должно передать потомкам, но эта наследственность начисто лишена чопорности. Между тем сад бесспорно средиземноморский, а главное – обжитой, удобный, уютный и для взрослых и для детей. Наверное, умение найти тонкий баланс между традиционностью и современностью — и есть то главное, чему мы можем поучиться у обитателей теплых средиземноморских краев. А также неплохо попробовать научиться бережно относиться к земле и создавать на ней действительно вечные ценности – истинно красивые сады.

 

No Images found.

 

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения