Садов, полностью выдержанных в стиле модерн, не так уж много, однако они вписались достойной составляющей в ландшафтное искусство. Приёмы стиля широко и с удовольствием используются при проектировании сегодняшних приусадебных садов и озеленении городских территорий.

Изначально модерн заявил о себе в архитектуре. Будучи весьма молодым направлением, к тому же с очень коротким периодом становления — всего 20-30 лет конца XIX — начала XX столетия, модерн, тем не менее, проявил себя во всей самобытности, непохожести и узнаваемости. Его важнейшими аспектами стали возврат к рациональной практичности и отказ от излишнего декорирования, характерного освобождающей место модерну эклектике.

Меткая характеристика модерна дана французским искусствоведом Шарлем Бланом «…архитектура в высшем сё понимании — это не сооружение, которое украшают, а наоборот, украшение, которое строят». В отличие от предшествующих классических архитектурных стилей, базирующихся на основном принципе проектирования здания от наружного его облика к размещению внутренних пространств, в модерне зародился противоположный подход. Планы и конфигурация зданий не задавались исходно, а прорабатывались свободно, отражая целесообразность и рациональность его устройства внутри. В результате их объёмно — пространственный облик становился свободным и живописным вне строгих традиционных представлений.

Здания в стиле модерн строились, к тому же, исходя из расширившихся возможностей новых технологий с использованием железобетонных конструкций, позволивших создавать большие пролёты. Появились грандиозные площади остекления, фонари верхнего света, масштабные витражи. Индивидуальность облику жилых домов придавали эркеры, порой, даже многоэтажные. Банальные формы отделки сменились манерными стилизациями цветов, полураскрытых бутонов, извилистых и переплетающихся стеблей. Наиболее пластичным и пригодным для исполнения такой отделки оказался кованый чугун. Рисунки витражей наполнились флористической тематикой.

Своеобразие архитектуры русского модерна проявилось в тенденции к стилизации не только природных элементов, но и приёмов древнерусского зодчества. Кроме того, значительное влияние на его формирование оказало архитектурное новаторство скандинавских стран. Северный модерн успел основательно заявить о себе в Петербурге и Москве. Торговый дом Елисеева, Ярославский вокзал, Третьяковская галерея, московская гостиница «Метрополь», многие доходные дома. В дачном строительстве столиц «деревянный модерн» стал распространённым и популярным стилем конца XIX начала XX века.

Модерн был принят всевозможными направлениями мира искусств. Мастера интерьеров, мебели, аксессуаров, ювелиры и художники творили в этом «элегантном стиле», создавая удивительно вдохновенные произведения.

Европейская садово-парковая архитектура откликнулась на рождение нового стиля с оправданным энтузиазмом. Пришла эра декоративного садоводства. Вдохновляющая идея модерна — сотворение красоты. Стиль казался навеянным самой естественностью и для ландшафтного дизайна стал «мостиком от природы в природу». Вид, форма и структура составляющих вышли на первый план. Сад своими утончёнными символами проник в интерьеры и на фасады, а интерьеры и наружный декор отразились в саду. Сам дом теперь вписывался в окружающий пейзаж, гармонично сливаясь с ним, становясь его составляющим элементом. Их общее пространство связано единым замыслом. Ощущение единства дома и сада тем более усиливается за счёт больших поверхностей остекления окон. Пространство комнат сливается с садом, растительные орнаменты украшают дом внутри и снаружи.

Злаки! Они для сегодняшнего садового модерна настоящее открытие. Золотой стеной поднимающиеся от мастерски очерченной линии границы партерного газона, злаки производят незабываемое впечатление, создавая живые масштабные разделители художественных пятен па ландшафтной поверхности.

Наглядной иллюстрацией проработки садового дизайна в стиле модерн может служить эскиз генплана ландшафтного проекта для приусадебного участка площадью около двух гектаров. Оригинальный по планировке и отделке фасада дом с большой площадью остекления, расположившийся на просторной террасе, решено было окружить (исходя из предпочтений заказчика) очень аккуратным, продуманным и изысканным «до вычурности» парком. Несомненно именно сам дом, являющийся блестящим образцом современного прочтения модерна в загородной архитектуре продиктовал слившееся с ним сквозь стеклянные стены природное окружение и нанизанные на спираль смены разнообразных картин, расходящихся от дома к границам участка зазвучала рукотворная песня. Без главных осей, без прямолинейных перспектив все линии плана претендуют на звание истинно «модерновых»: лекальные изгибы дорожек, линии границ площадок, очертания большого художественно наполненного рокария.

Форма круглого пруда зеркально отразилась в круге декоративного плодового сада; повторяющиеся веерные дуги разбили территорию на лоскуты с разнообразным напочвенным покровом: полукруги сосновых рощ перекликаются с берёзовой дугой опушки «дальнего леса» и хвойным обрамлением каменистого садика. Ленты розариев, изящные формы нарочито однородных миксбордеров, изогнутый клин великолепных ирисов и лилий вдоль берега водоёма, одинаковые по видовому и количественному составу небольшие древесные группы, гармонично распределённые по территории, здесь почти всё по законам модерна. В целом парк великолепно смотрится с балконов и террас верхних этажей, представляя собой удивительную картину в стиле модерн, написанную растениями на холсте живой земли.

Итак, модерн, который на этапе своего зарождения считался причудливым и даже своенравным, теперь превратился в полноправный архитектурный и парковый стиль. Его принципы и приемы широко используются ландшафтными архитекторами в проектировании садов тонких и изящных. Придуманная и сотворённая изысканная красота во всех проявлениях — вот он — главный признак модерна.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения