При изменении садовой английской моды в XVIII веке, когда на смену садам ультрацивилизованного стиля, пришедшим в Великобританию из Франции и Италии (один из ярчайших представителей эпохи — Андре Ленотр, создатель садов Версаля времён Людовика XIV), стала просматриваться тенденция сохранения «природности» в садах.

Само понятие -«дикий», «природный»

Или «запущенный» сад достаточно условно, поскольку содержит термины, практически не сочетающиеся. Ведь сад, по определению, подразумевает упорядоченность и ухоженность, а дикость и запущенность — полный антипод этого определения. Но, тем не менее, такой тип сада уже не нов и достаточно популярен во всём мире.

Главной идеей нового стиля стала экологичность, естественность, природный беспорядок и простота в уходе. Чтобы лучше понимать особенности, следует обратиться к истории возникновения стиля. Диким сад (Wild garden) — это крайнее проявление неформального (пейзажного) стиля. В Англии такой стиль называют ещё континентальным (Continental style).

Стиль подразумевал сохранение природного рельефа, наличие открытой перспективы, широкое использование «полуразрушенных» арок, гротов и живописных руин, газоны свободных очертаний (часто подходящие вплотную к стенам в ущерб

Цветникам), смешанные цветники неправильных очертаний (в том числе миксбор — деры — mix border), отказ от прямых линий в пользу неровных и извилистых, беспорядочную разбросанность групп деревьев и кустарников.

Английский пейзажный садовый стиль был связан, в первую очередь, с именами Уильяма Кента и Ланцелота Брауна, а также Хамфри Рентона, Александра Поупа и Ричарда Найта. Именно Ричард Найт довёл идею «естественности» до крайности, добавляя в свои композиции огромные камни и мёртвые деревья, за что неоднократно обвинялся современниками в дурновкусии. Кэтому периоду относится и появление интереса к умышленно запущенным садам.

В Великобританию дикий сад, вернее, тенденции этого стиля пришли из Германии и Голландии в XIX веке и удачно соче

Тались с идеями английского пейзажного стиля, ставшего к этому времени «визит ной карточкой» английского садоводства. Первоначально идея подразумевала натуралистичный подход к созданию садового пространства и уменьшение трудозатрат по уходу за садом. Одним из способствующих факторов стал активный поиск новых видов растений, экспедиции за которыми привозили в Европу всё новые образцы со всего света. Развивалось и выведение новых сортов в культуре.

В итоге синтез направлений был осуществлён ирландским писателем и садовым дизайнером Уильямом Робинсоном (1838 — 1935) в 1870 году, когда впервые был опубликован его труд «Дикий Сад». По сравнению с идеями викторианского сада идеи, изложенные Робинсоном, были по-настоящему революционными. Главный акцент в Диком Саду, по Робинсону, должен приходиться на растения, наиболее естественные для умеренного климата, причём дизайн компоновки

Растений и их расположение в саду должны определяться самими растениями и их привычками роста, а не наоборот. Первоначально концепция дикого сада относилась исключительно к садам, имеющим большую площадь. Однако с течением времени в этой стилистике стали устраиваться и небольшие сады. Такая тенденция сохраняется и по настоящее время. К известным ландшафтным архитекторам, создававшим сады в стилистике «дикий сад» можно отнести Гертруду Джекилл.

Как и сад пейзажного стиля, дикий сад имитирует окружающую нас природу, но делает это более акцентированно. Так имитируются естественные биогеоценозы—луга и опушки леса, болота, каменистые склоны, водоёмы и их прибрежная полоса, другие элементы, характерные для местного ландшафта. Строительные изменения в ландшафте должны быть минимальны или тщательно замаскированы, необходимые по проекту элементы (например дорожки или садовые лестницы) должны быть сделаны максимально неброски-

Ми, из природных, желательно местных материалов.

Чрезвычайно важное значение в формировании дикого сада принадлежит используемым растениям. Не менее важным является и то, что эти растения растут в своих привычных условиях, высеиваются и самораспространяются, переопыляются, конкурируют между собой, увеличивают или уменьшают свою популяцию в зависимости от условий. Кроме того, растения образуют 1 фИВЫЧНуЮ Среду обитания для местных видов животных и I п ип. Кроме того, искусственно создаются дополнительные убежища для животных — гнёзда и домики для птиц, брёвна и камни для ящериц, прудики для земноводных.

Для создания дикого сада используются окультуренные формы местных видов деревьев, кустарников, многолетников и трав, луковичные растения. Широко используются маки, пролески, медуницы, тысячелистники, герани. Уильям Робинсон рекомендовал посадку трилиумов, ландышей и нарциссов на лесных полянах; ирисов, таволги, аконюпов, лилейников на берегах водоёмов; очитков, арабисаи молодил на каменистых участках. Список растений может быть расширен многократно, в зависимости от местной климатической зоны. Хотя некоторые экзотические виды растений могут использоваться I фи создании дикого сада, акцент должен быть сделан именно на культурные формы местных растений, характерных для данного региона.

Современные сторонники органического стиля пытаются объединять идеи дикого сада с идеями поддержания окружающей природы в неизменном виде (или с минимальными её изменениями). Такой подход достаточно часто можно наблюдать в ландшафтной архитектуре, например, Финляндии.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения