Иметь артистический сад — значит иметь высокоразвитое чувство стиля. Сегодня, когда стиль и внешний вид приобретают господствующее положение и интерпретируются по — новому в жизни каждого — в одежде, машинах, интерьере — сад неминуемо становится частью общей тенденции развития.

Россия, как и другие страны, не избежала этого движения. Предложения в вопросе стилевого и артистического (преобразования сада многочисленны: услуги ландшафтных дизайнеров, новые растительные тенденции, конструкционные материалы, предметы декора, всё, что душе угодно. Цены варьируются в значительных пределах так же, как и качество. И даже если на настоящий момент попытки создания таких садов местными специалистами на территории одной шестой суши всё ещё являются немногочисленными, красота в искусстве универсальна и не зависит от культурных или географических различий, поэтому россияне очень быстро узнают о новейших веяниях и адаптируют их, насколько позволяет климат.

И гак как артистический сад является, на мой взгляд, наивысшим возможным выражением искусства ландшафтного специалиста таким же образом, как создание эксклюзивной коллекции одежды является наивысшим выражением искусства кутюрье, давайте разберёмся, что же это такое — артистический сад?

Что такое артистический сад?

Артистический сад — это самовыражение одного или нескольких авторов, использующих ландшафт в качестве основного или вспомогательного средства физической материализации художественного замысла. Основная отличительная особенность ландшафтного искусства от, скажем, скульптуры состоит в изменчивости и постоянном развитии самого предмета искусства в зависимости от времени года и с течением времени.

Сад или парк но своей сути требует постоянной реадаптации и модификации и приходит к более-менее конечной форме, как минимум, через 10 лет после его создания. Как сказал недавно один из моих заказчиков: «Результат мне нравится, но я понимаю, что парк, каким его увидел ландшафтный архитектор при создании, увидят в лучшем случае мои внуки». И даже в момент, когда внуки видят замысел творца сада, сам творец может увидеть только возможности последующего развития изначальной идеи.

Только от автора сада зависи т выбор отношений баланса между различными материалами, элементами и всем тем, что будет определять композицию. По — настоящему целостный художественный

Подход не принимает во внимание установленные каноны в искусстве, но преобразует их в сугубо личное, и часто неожиданное, самовыражение.

Однако, не стоит считать, что данное упражнение не подчиняется ни одному правилу. Наоборот, ландшафтный художник должен в совершенстве знать правила и уметь не только их применять, но и обходить, а также искажать, и даже иногда изобретать самостоятел ьно.

Ввиду всего вышесказанного, может сложиться впечатление, что только спе

Циалисты экстра-класса способны на создание артистического сада. Однако это не совсем правда, так как в садово-парковом искусстве, как и в других видах искусства, основным и решающим фактором является вовсе нс точное знание техник, а талант.

В любительских садах можно найти не менее интересные творения, в основе композиций которых, как правило, лежит предрасположенность и любовь к растениеводству, и которые, чаще всего, находятся в северных странах, таких как Норвегия, Швеция, Великобритания… Без сомнения, такие сады далеки от широко распространённых коллекций растений, посаженных «просто, чтобы было», садовых гномов и других неподходящих безделушек сомнительного вкуса, нагромождения несочетающихся цветовых решений и материалов, не вписывающихся в окружающую обстановку. Такие «любители» способны вогнать в краску многих псевдодизайнеров широтой своих познаний.

Наконец, если абстрагироваться от исключительно растительно-композиционной части артистического сада, он может включать в себя ещё и художественно-скульптурные творения, которые одним своим присутствием придают месту дополнительную значимость в творческом плане, как, например, это часто случается в итальянских садах,

Где скульптуры местных мастеров соревнуются но красоте с окружающим их пейзажем.

Именно автор артистического сада будет решать, обыграть один или несколько вариантов композиционого выражения — будь то местность, элемент, материал или символика, будет ли дан ход одиночному или повторяющемуся, эфемерному или вечному решению — всё будет зависеть от того, какая ценность будет придана этому последнему.

Где найти артистический сад?

История артистического сада — это история развития ландшафтно-паркового искусства как такового. С античности до наших дней сад развивается вместе с окружающим его миром. Поэтому, большую часть старинных парков и садов, имеющих мировую известность, можно в той или иной степени отнести к данной категории.

Я бы хотел воздать должное создателям таких парков: садоводам, ботаникам,

Архитекторам, которые вчера занимались творческим устроительством артистического сада, а сегодня этот сад превратился в отдельный стиль, признаваемый всеми как классический или всемирный.

Яркими и наиболее часто ци тируемыми примерами являются Андре Ленотр, знаменитый создатель классического французского стиля и автор таких знаменитых парков как Версаль, Шантильи или Во — ле-Виконт, или Уильям Кент и Ланселот Браун, являющиеся основоположниками английского пейзажного стиля.

Второй тип мест, где можно найти такой тип сада — это всевозможные ландшафтные выставки, фестивали, конкурсы и шоу. Например, длящийся всё лето фестиваль Шомон-сюр-Луар и Международная лионская садовая выставка «РаухаПа» во Франции, Международный садово-парковый фестиваль в Малайзии или Садовые шоу в Лос-Анджелесе или Мельбурне.

Несомненно, наиболее известным и престижным остаётся Цветочное Шоу

В Челси, Великобритания, куда каждый год многочисленные ландшафтные архитекторы, дизайнеры, растительные питомники и другие художники приезжают со всего света для того, чтобы помериться силами к вящему удовольствию более чем 150 000 посетителей. Бесспорно, искусство в чистом виде, даже такое красочное, как пейзаж, не найдёт отклика у всех без исключения. Однако, среди огромного количества и всеобщего разнообразия представителей ландшафтной профессии (в 2010 году, например, их был около 600), каждый из посетителей обязательно находит что-то своё, несмотря на то что шоу длится всего 5 дней.

Для профессионалов в садово- парковом искусстве шоу в Челси было и остаётся эквивалентом Олимпийских Игр для спортсменов. Победить и даже просто участвовать в нём является настолько престижным, и в нём соревнуются специалисты настолько высокого уровня, что каждое из выставленных творений, даже если они и не занима

Ют призовых мест в какой-либо из номинаций, можно смело отнести к артистическому саду, гак как сама суть шоу сводится к возведению каждого сада в ранг шедевра, исключительного ио своей индивидуальности. Участники показывают всё самое лучшее, на что они только способны, и из года в год задача не становится проще.

Самовыражение в этом конкурсе имеет такую силу и интенсивность, что наиболее яркие находки становятся модными веяниями в любительском ландшафтном дизайне на текущий год. Например, в этом году были выделены такие детали, как: использование в декоративных целях древовидных папоротников и ревеня, возврат к формальным (геометрически правильным) живым изгородям, использование гравия в качестве мульчирующего материала, или использование деревянных ящиков для создания так называемых «приподнятых» клумб.

И, наконец, третьим местом, где можно ознакомиться с артистическим садом, являются частные владения. Однако, высокие стены и крупные ворота, как правило, ограждают секреты этих интимных мест от нескромных взглядов. Единственным известным мне исключением, пожалуй, является однажды виденный мной частный сад известного французского ландшафтного архитектора Эрика Боржа, во Франции, который позволяет профессионалам посещать его два живописных гектара по предварительной договорённости по телефону.

Создатели артистических садов, на момент работы над своим шедевром, уже далеки от первых шагов в ландшафте. Тем не менее, каждому дано изучить и понять садовое искусство, испытать свои желания и удовлетворить любопытство и, кто знает, возможно, однажды вы станете будущим Андре Ленотром.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения